Музыка начала 19 века
Двумя главными жанрами начала 19-го века были опера и романс.
Оперы стали более разнообразны в жанрах – не только комические, но и с элементом серьезности. Появился новый жанр – сказочно-фантастическая опера. Первая из них – “Леста – днепровская русалка”. Авторы – Кавос и Давыдов. Музыка основана на русском народном материале. В 30-х годах – жанр “романтическая опера”.
Вторым популярным жанром был романс. Он мог быть написан в жанре “элегия” с разложенным аккомпанементом. Это романс - философское размышление. Ещё одна разновидность – “русская песня”. Такие романсы отличались большей простотой в музыке, чем другие романсы.
Широко использовали композиторы романсов ритм вальса, мазурки, болеро, полонеза. Для русских романсов были характерны певучие мелодии. Популярнейшими авторами романсов были: Жилин, Титов, Гурилев, Варламов, Алябьев.
***
Александр Александрович Алябьев
Родился 15 августа 1787 года в Тобольске, где его отец был губернатором.
Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г.Миллера.
Впервые как композитор проявил себя в 1810 г. В печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса.
Алябьев - Участник Отечественной войны (1812) и заграничного похода (1813-1814). Был ранен при взятии Дрездена. После войны остался на военной службе в Москве и продолжил сочинять музыку. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь».
Если жизнь тебя обманет (сл. Пушкина)
http://kkre-21.narod.ru/vedernikov/ezt.mp3
Не говори любовь пройдет (сл. Дельвига)
http://kkre-21.narod.ru/vedernikov/ngl.mp3
Соловей (сл. Пушкина)
http://rusklarom.narod.ru/mp/sol.mp3
***
Михаил Иванович Глинка
Родился 1 июня 1804 года. После окончания пансиона Глинка совершенствуется в игре на фортепиано, всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой.
А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.
Однако главное - не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни ценились. Глинка "с постоянным и глубоким напряжением" ищет себя в музыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.
Адель (сл. Пушкина)
http://kkre-32.narod.ru/lemeshev/ade.mp3
Ах ты душечка...
http://kkre-25.narod.ru/dorliak/atd.mp3
В крови горит огонь желанья (сл. Пушкина)
http://kkre-32.narod.ru/lisician/vkg2.mp3
Ночной зефир (сл. Пушкина)
http://kkre-32.narod.ru/lisician/noz.mp3
Мэри (сл. Пушкина)
http://kkre-32.narod.ru/lisician/mer.mp3
***
Даргомыжский
Вертоград моей сестры (сл. Пушкина)
http://kkre-25.narod.ru/dorliak/vms.mp3
Юноша и Дева (сл. Пушкина)
http://kkre-25.narod.ru/gulyaev/uid.mp3
***
Нотный архив романсов
http://notes.tarakanov.net/voksolo.htm
|