|
› Историческая справка:
- табель о рангах
- женский мир
- бал, прочие развлечения, досуг
- о масонах
- манифест о престолонаследии
- документы декабристов (список ссылок)
- табель о рангах (на другом сайте)
***
Табель о рангах
Табель о рангах делит все виды службы на воинскую (сухопутную и морскую, особенно выделена гвардия), статскую и придворную. Все чины разделены на 14 классов. Военная служба находится, конечно, в привилегированном положении. Военная служба считается преимущественно дворянской – статская не является «благородной». Ее называют «подъяческой», в ней всегда больше разночинцев, и ею принято гнушаться. Исключение составляет дипломатическая служба, также считающаяся «благородной».
Служба обязательна для дворян. Без службы нельзя получить чина, и дворянин не имеющий чина, показался бы чем-то вроде белой вороны. Человек, не имеющий чина, должен подписываться «недоросль такой-то».
Впрочем, если дворянин действительно никогда не служил (а это очень мало кто мог себе позволить), то, как правило, родня ему устраивала отпуск «для лечения» или «для поправки домашних дел», к старости «дослуживался» (чины шли за выслугу) до какого-нибудь обер-гофмейстера и выходил в отставку в генеральском чине. Типичной фиктивной службой в Москве сейчас является поступление в Архив коллегии иностранных дел. Начальник службы господин Бантыш-Каменский охотно зачисляет этих молодых людей (их в обществе иронически называют «архивными юношами») «сверх штата». То есть без жалования и без каких-либо служебных обязанностей, просто по старомосковской доброте и из желания угодить дамам, так как за юношей обычно просят их маменьки, опасающиеся отпускать сыновей в казарму…
Место чина в служебной иерархии связано с получением многих реальных привилегий. По чинам, например, дают лошадей на почтовых станциях. Чин пишущего письмо и того, к кому он обращается, определяет ритуал и форму письма. Когда старший пишет к младшему, то собственноручно он подписывает только свою фамилию, а чин, звание – писарь. Младший же собственноручно подписывает все. Также начальник число в письме ставит сверху, а подчиненный снизу.
***
Женский мир
Разумеется, женский мир сильно отличался от мужского. Прежде всего, тем, что он был выключен из сферы государственной службы. Женщины не служили, чинов не имели, хотя и на них распространялся чиновничий принцип. В табели о рангах было специально оговорено, что женщины имеют права, связанные с чином их отца (до замужества) и мужей (в браке). Исключение – придворные дамы, у которых был свой чин.
Подобная исключенность женщины из мира службы не лишала ее значительности. Все большее значение в общем ходе жизни получает то, что культура полностью передала в женские руки. Женщина стала читательницей. Домашние библиотеки женщин конца XVIII века сформировали облик людей 1823 года и декабристской эпохи.
Примерно к 70м годам XVIII века над Европой проносится дыхание нового времени. Зарождается романтизм, и становится принятым стремиться к природе, к «естественности» нравов и поведения. В сознание людей начинает постепенно проникать мысль о том, что добро заложено в природе, что человеческое существо, созданное по образу и подобию Бога, рождено для счастья, для свободы, для красоты. Идеалом становится «естественность», образцы которой искали в женских фигурах античности или в «театрализованном» крестьянском быту. Одежды теперь просты. Простоту одежды пропагандирует эпоха французской революции. Павел I тщетно пытался остановить моду: на последний ужин перед тем, как его убили, императрица Мария Федоровна пришла к нему в запрещенном европейском платье: простая рубашка, высокая талия, открытая грудь, открытые плечи – дитя природы. Вечерний туалет императрицы стал первым публичным свидетельством конца Павловской эпохи. Первый жест бунта, как это часто бывало в России, был сделан женщиной.
Перемена вкусов коснулась и косметики. Просветительский идеал простоты резко сокращает употребление красок. Бледность (если не естественная, то создаваемая с большим искусством!) стала обязательным элементом женской привлекательности. Бледность – знак глубины сердечных чувств. Здоровье же представляется чем-то вульгарным.
Женщина этой эпохи должна быть бледной, мечтательной, ей идет грусть. Мужчинам нравится, чтобы в печальных голубых женских глазах блестели слезы и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль – из земного мира в мир идеальный.
Впрочем, романтический идеал женщины-ангела имеет и своего двойника:
Ангел дьяволом причесан
И чертовкою одет.
Романтическое соединение «ангельского» и «дьявольского» также в моде. В литературе и жизни возникает образ «демонической» женщины, нарушительницы правил, презирающей условности и ложь светского мира.
Третий типический литературно-бытовой образ эпохи – женщина-героиня.
Светский быт в России не следует считать полностью унифицированным. Хотя идеальные нормы поведения, предъявляемые к даме обществом и соединявшие правила поведения французского дореволюционного света с петербургской чопорностью, были достаточно строгими, однако реальная жизнь и здесь оказывалась значительно многообразнее. Например, чванливая холодность петербургского света контрастировала со свободой и непосредственностью московского поведения.
Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. Появляются в большом количестве женские учебные заведения. Но наибольшей популярностью пользуются Смольный институт и Екатерининский институт в Москве. Учиться в них считалось почетным, и среди воспитанниц попадались девушки из очень богатых и знатных семей. Однако чаще институтки происходили из семей не очень богатых, но сохранивших еще хорошие связи. Учащиеся, как и лицеисты в Царском селе, находились в непосредственной близости от двора. Вообще обстановка очень напоминала лицейскую.
Обучение обычно длилось девять лет. Обучение начиналось в пять-семь лет, и в течение девяти лет они жили в институте, почти не видя дома. Институтки были непременными участницами всех дворцовых балов. Императрица знала всех учениц. Впоследствии из одних институток делали фрейлин, другие превращались в светских невест; но нередко девушки из небогатых семей становились воспитательницами в женских учебных заведениях.
Девять лет обучения разделялись на три ступени. Учение на первой длилось три года. Учениц низшей ступени называли «кофейницами»: они носили платьица кофейного цвета с белыми передниками. Жили они в дортуарах по девять человек, в каждом дортуаре проживала также приставленная к ним дама. Средняя группа – «голубые» - славилась своей отчаянностью. «Голубые» всегда безобразничали, дразнили учительниц, не делали уроков. Это девочки переходного возраста, и сладу с ними не было никакого.
Девочек старшей группы зовут «белые», хотя на занятиях они носят зеленые платья. Белые платья – бальные. Этим девушкам разрешается уже в институте устраивать балы, где они танцуют сами с собой и – только в особых случаях – с ограниченным числом придворных кавалеров. На такие «балы» приезжают и великие князья.
Обучение в институте довольно поверхностное. Исключение составляют лишь языки. Из остальных предметов значение придается лишь танцам и рукоделию.
Жизнь в институте довольно тяжела. Распорядок очень суров. Подъем – в шесть утра, уроков ежедневно шесть или восемь (правда, на уроках зачастую мало, что делали, но присутствие было обязательным). Отведенное время для игр строго ограниченное. Очень бросается в глаза изолированность институток от внешнего мира и искусственность среды, в которой они проводят долгие годы. Девушки, выходя из института, совершенно не имея представления о реальной жизни. Девушки славятся своей институтской чувствительностью. Сентиментальная неподготовленность к жизни культивируется и считается признаком неиспорченности.
Нравы институток также воспитываются атмосферой полной изоляции от жизни. Первым, что слышат девочки-«кофейницы», попадая в институт, это указания старших воспитанниц на обычай кого-нибудь «обожать». Эта институтская манера состояла в том, что девочки должны были выбрать себе предмет любви и поклонения. Как правило, это были девицы из белой группы, а для «белых» - члены императорской фамилии. Только «голубых», как правило, никто не обожает: они дергают младших за косы и дразнят их.
Другой вид женского образования – домашнее. Из рук крепостной нянюшки девочка поступала под надзор гувернантки. Образование ограничивалось обычно навыками бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. С началом выездов в свет обучение прекращалось.
***
Бал, прочие развлечения, досуг
Бал – это, с одной стороны, сфера, противоположная службе, область непринужденного светского общения, отдыха, место, где границы служебной иерархии ослабляются. С другой стороны, бал – область общественного представительства, форма социальной организации.
Основным элементом бала являются танцы. Они служат организующим стержнем вечера, задают тип и стиль беседы. «Мазурочная болтовня» требует поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора. Вальс, считающийся танцем чрезмерно вольным все-таки, это танец модный и молодежный, создан для нежных объяснений.
Бал был не единственной возможностью весело и шумно провести ночь. Альтернативой ему были холостые попойки в компании молодых гуляк, офицеров-бретеров, прославленных «шалунов» и пьяниц. Бал, как приличное и вполне светское времяпровождение, противопоставляется этому разгулу, который, хотя и культивировался в определенных гвардейских кругах, в целом воспринимался как проявление «дурного тона», допустимое для молодого человека лишь в определенных, умеренных пределах.
Другой важной сферой общественной жизни была карточная игра. Она не сопоставима с другими модными играми той поры, например, с шахматами. Существенную роль, видимо, сыграло разделение на так называемые «коммерческие» и «азартные» игры. Первые рассматриваются как приличные, а вторые – встречают решительное моральное осуждение. Первые игры приписываются «солидным людям», и увлечение ими не имеет того характера всеобъемлющей моды, который характеризует вторые. В таких играх задача партнера состоит в разгадывании стратегии противника, причем в распоряжении каждого партнера имеется достаточно данных, чтобы при способности перебирать варианты эту стратегию разгадать. Это во многом интеллектуальная дуэль.
Азартные игры строятся так, что игрок вынужден принимать решения, фактически не имея никакой информации. Игрок играет не с другим человеком, а со случаем.
Были еще игры «детские». В них было прилично играть дамам (единственная серьезная игра, до которой допускались дамы – это преферанс и вист), в них играли дети, распространены они были в уездах, например: марьяж, дурачки, никтишны, семь листков и т.д.
***
О Масонах
По преданию, первым российским масоном был царь Петр Великий, который в 1699 году во время пребывания в Англии с Великим Посольством принял посвящение от самого Кристофера Рена, а в одной с ним ложе состоял Франц Лефорт. Но никаких документов, подтверждающих это, не найдено.
Но достоверно установлено и подтверждено документами, что в 30-е годы XVIII столетия в России существовали иностранные масонские ложи и состояли в них почти исключительно иностранцы, бывшие на российской службе. Первым "Великим Мастером для всей России" был назначен в 1731 году английский капитан Джон Филипс.
Русская знать начала вступать в масонские ложи в конце 30-х годов, и вскоре после этого новым гроссмейстером был назначен генерал Джеймс (Яков) Кейт, также состоявший на русской службе. Именно его принято считать основателем масонства в России.
В те годы в масонстве состояли самые известные люди, такие как граф Головин, графы Захар и Иван Чернышевы. Позднее в него вступили Роман Воронцов (отец княгини Дашковой), Голицыны, Трубецкой, а также поэт А.П.Сумароков, будущие историки князь Щербатов и Болтин и др. Но в те времена масонство было всего лишь модной иноземной забавой, ибо общество было почти лишено идейных интересов. Свидетельством этому является вступление в ложу знаменитого впоследствии масона Ивана Перфильевича Елагина, который прошел посвящение единственно из любопытства и тщеславия.
Все изменилось во второй половине XVIII века. Кратковременное царствование Петра III, оказывавшего покровительство масонам, а затем век Екатерины с его болезненным осмыслением французских философов-энциклопедистов, появлением первой русской интеллигенции с ее напряженными духовными поисками создал благоприятную атмосферу для распространения масонских идей.
Кружки русской интеллигенции и масонские ложи того времени возникли на одной и той же основе - осознании развращающего влияния вольтерьянства на русские умы. Все масоны того времени прошли через увлечение "вольтерьянским отрицанием" и, глубоко в нем разочаровались, нашли основу для своих духовных исканий в "проповеди масонской нравственности". С этого момента масонство в России перестает быть иноземной диковиной, обогащается духом просыпающегося национального самосознания, и поэтому может быть с уверенностью названо первым идеалистическим течением русской общественной мысли.
По оценке Н.Бердяева, духовное влияние масонства на общество в то время было огромно. "Лучшие русские люди были масонами, - пишет он в книге "Русская идея". - Первоначальная русская литература имела связь с масонством. Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью". По его убеждению, именно "в масонстве произошла формация русской культурной души, оно вырабатывало нравственный идеал личности. Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей, но в масонстве образовались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму... В масонской атмосфере происходило духовное пробуждение...".
В 70-е годы в России возникают почти одновременно две мощные масонские системы - Елагинская и Циннендорфская. Обе работали в первых трех степенях т.н. "иоанновского" масонства, нацеленных на религиозно-нравственное воспитание адептов. В этих степенях русские масоны работали над приданием "дикому камню", символизирующему греховного непросвещенного человека, "совершенной кубической формы", т.е. очищением его от пороков. Они приобретали более широкие, по сравнению с прежними, религиозно-этические понятия, задумывались над вопросами веры и нравственности, упорно воспитывали в себе совестливых и честных людей.
И.П.Елагин, вступивший в масонство еще в 1750 году, к этому времени успел "переболеть" вольтерьянством и стал ревностным "вольным каменщиком". Он получил от Великой Лондонской Ложи патент на учреждение новых лож, и в начале 1772 года стал Провинциальным Великим Мастером. Основанная им система лож была наиболее влиятельной, и, в конце концов, даже руководители Циннендорфской системы должны были испрашивать у него патент для открытия новых мастерских. И если ложи Циннендорфской системы создавались исключительно в Санкт-Петербурге, то елагинские существовали также в Москве, в Молдавии, в Польше.
Нравственные искания
Российское масонство 70-х годов историки называют нравоучительным. С этим трудно не согласиться. Общественная полемика в литературе, сатирических журналах того времени вращается вокруг проблем личной чести, совести, порядочности, правдивости, вовсе не затрагивая более широкие вопросы.
Но в начале 80-х годов российских "вольных каменщиков" уже перестают удовлетворять "нравственные преподаяния" трехстепенного масонства. Умы требовали новой пищи, замешанной не на вольтерьянском скептицизме, а непременно на религиозно-идеалистических идеях. А если учесть слабость развития российской критической мысли того времени, то становится понятным, почему эти поиски привели к повальному увлечению мистикой и натурфилософией.
В эти годы появляется большая разница между тем, чем занимаются масоны двух российских столиц. В санкт-петербургских ложах все поглощены оккультизмом; столицу посещает граф Калиостро, которого торжественно принимает в своем доме Иван Елагин. Публика валом валит на его "опыты", где он вызывает духов, тени умерших, обучает алхимии и "златоделанию". Он представляется "полковником испанской службы", но вскоре в петербургских газетах появляется заявление испанского посла о том, что никакого такого "полковника" на службе его государя на значится. Затем появляются представители кредиторов, которые разыскивают Калиостро по всей Европе. Разражается громкий скандал, граф бежит из Петербурга, и газеты долго еще едко пишут о масонах, восторженно принимавших проходимца.
В Москве в это время масоны занимаются просветительством. Центральной фигурой здесь становится Николай Новиков - виднейший российский публицист, книгоиздатель и просветитель. Ранее он жил в Санкт-Петербурге, где служил в Измайловском полку, вышел в отставку прапорщиком, потом издавал популярные сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Перебравшись в Москву, он берет в аренду типографию Московского университета. Нет возможности перечислить все, что вышло из его типографии. Это учебники, литературные произведения, научные и философские труды, работы русских и зарубежных теологов. Большая часть этих книг никогда в России не издавалась, многие из них были впервые переведены с латинского и немецкого, причем переводчиками были студенты университета. За свою жизнь Новиков издал больше книг (не по тиражу, а по названиям!), чем было издано до него за всю историю государства Российского.
Начало гонений
Увлечение оккультизмом и мистикой, а также постоянные метания российских вольных каменщиков, обращавшихся то к одной, то к другой масонским системам, сослужили им дурную службу. За скандалом вокруг Калиостро последовал памфлет Екатерины II "Тайна противонелепого общества", в котором можно было ощутить первые признаки приближающихся гонений. После пугачевского бунта императрица начинает с недоверием, а порой и с враждой относиться к идеям свободы личности и народного просвещения, революция во Франции лишь убеждает ее, что такого рода идеи опасны для монархии.
В 80-е годах в Германии начинаются репрессии против тайных обществ, имевших отношение к масонству и иллюминатству. Их обвиняют в ужасных преступлениях: в стремлении низвергать троны, алтари, в отравлениях и убийствах. И хотя эти обвинения так никогда и не были доказаны, Екатерина начинает по-другому смотреть на российское масонство.
Гонения начинаются с повышенного внимания к издательской деятельности в Москве Н.Новикова. Одновременно неудовольствие стала вызвать и благотворительная деятельность новиковского кружка, под покровительством которого строились школы, больницы. В январе 1786 года появляется указ о передаче всех частных школ и больниц Приказу общественного призрения, которому также повелевалось наблюдать за всеми учреждениями новиковского кружка. Раздача Новиковым хлеба простому народу в голодном 1687 году послужила толчком к более энергичным мерам: высочайше было запрещено печатать в светских типографиях книги, относящиеся к церковному или священному писанию, запрещена их продажа в частных лавках, наконец, последовало запрещение отдавать Новикову университетскую типографию.
Все попытки обвинить Новикова в активности, наносящей вред Православной церкви, закончились ничем. Митрополит Платон, известный ревнитель ортодоксального православия, после бесед с Н.Новиковым писал императрице: "Я одолжаюсь по совести и сану моему донести Тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и Тобой мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков".
Тем не менее вскоре Новиков был арестован и допрашивался сначала в Москве, а потом был доставлен в Шлиссельбургскую крепость. Одновременно началось следствие в отношении других членов новиковского кружка, которое в Москве вел князь Прозоровский. Допросу подверглись Гамалея, Поздеев, куратор Московского университета М.М.Херасков. Следственная комиссия конфисковала и сожгла более 18000 книг. Новиков провел в Шлиссельбургской крепости 15 лет.
Работы в масонских ложах в это время прекратились, и возобновились только по восшествии на престол императора Павла I, который в бытность Великим князем благоволил к масонам и даже был посвящен в высокие степени. На другой день после смерти Екатерины он освободил Новикова и всех, причастных к этому делу; князь Куракин, князь Репнин, Баженов, Лопухин были вызваны ко двору и щедро вознаграждены. Однако император, вопреки ожиданиям, не восстановил масонство в прежних правах. Лишь в начале царствования Александра I деятельность масонских лож была полностью легализована. Но Новиков и его последователи более не присоединялись к открыто действовавшим двум крупнейшим союзам - Великой Провинциальной Ложе и Великой Ложе Астрея.
Сам Новиков и поселившийся в его имении С.И.Гамалея много работали над созданием пятидесятитомной Герметической библиотеки, переписывая для нее наиболее важные масонские сочинения и считая своей главной задачей сохранение для последующих поколений духовного наследия масонства 70-80-х годов.
В 1822 году масонство вновь было запрещено, однако не исчезло. Либеральные идеи, принесенные в Россию масонством и популяризировавшиеся масонами, пустили глубокие корни в умах российской интеллигенции. Они остались в произведениях выдающихся русских писателей, публицистов. Именно они пронизывали либеральное движение конца XIX века в России.
1822 год историки считают не только годом запрета масонства в России, но и годом начала первой волны русской эмиграции. Многие из тех, кто не мог жить в обстановке реакции, покидали Россию и оседали в других странах Европы, главным образом во Франции, где вступали в ложи Великого Востока или Великой Ложи Франции. Перебравшись в страны с более либеральным режимом, они не теряли связей с друзьями и родственниками в России.
Несомненно, влияние масонства в России не исчезло, но значительно ослабло. И символично, что хватило трех лет, чтобы в общественной мысли страны возобладали идеи насильственного переустройства общества. Проповедь созидания сменилась проповедью разрушения.
Ложа - это артель
Со второй половины XVI века в жизни ремесленных союзов каменщиков настают трудные времена. Появляются новые, менее трудоемкие, методы строительства, готика сменяется новыми архитектурными стилями, в Англии появляются иностранные строители - французы, немцы, голландцы. С началом Реформации начались гонения на все организации, носившие церковный характер, и в 1547 году в Англии все они были запрещены парламентским актом.
Многие ремесленные братства не смогли пережить этого и исчезли. Однако, масонское братство устояло; оно отказалось от церковных обрядов и мистерий на библейские темы, но церемонии приема, годичные банкеты и другие старые обычаи продолжали сохраняться, превратившись в прочную традицию.
С этого времени началось заметное разделение цехов и братств: первые ведали чисто профессиональной стороной дела, вторые - хранили и развивали этические традиции братского общения и взаимопомощи. Со временем произошло и организационное разделение: уже можно было быть членом братства, не состоя в цехе, и наоборот.
Древнейший документально подтвержденный случай участия в масонских трудах не-строителя относится к Эдинбургской ложе Шотландии: 3 июня 1600 года на собрании присутствовал сэр Джон Босуэлл, лорд Очинлекский. С тех пор присутствие шотландской знати в ложах становится заурядным. Правда, в конце XVII века встречались ложи, состоявшие сплошь из каменщиков (например, ложа в Глазго), но одновременно с ними были ложи наподобие Абердинской, где в 1670 году из 49 членов только 12 были профессиональными каменщиками, остальные были пасторами, коммерсантами, представителями интеллигентных профессий - учеными, писателями или представителями дворянского сословия.
Можно только догадываться о причинах, толкавших этих людей к вступлению в масонские братства. Для некоторых привлекательными могли быть льготы и привилегии, которыми продолжали пользоваться строительные гильдии, но вряд ли они могли быть притягательными для аристократов и деятелей церкви, которые были самым привилегированным сословием Англии и других стран Европы. Предположительно, это могло быть стремление к старине и традициям, к древним легендам о происхождении масонских братств, веселым традиционным пирушкам или возможности покровительствовать слабым.
Некоторые исследователи масонской истории предполагают, что появление в ложах представителей высших слоев общества было вызвано их стремлением контролировать деятельность лож, ибо существовало опасение, что работы, проводившиеся в них, могли быть опасны для правящего класса. Нет смысла отрицать это полностью, но, видимо, нет смысла отрицать и то, что аристократия желала возглавить масонство в политических целях, для того, чтобы использовать его возможности в своих интересах.
Братство и его покровители
Древнейшие документы, рассказывающие о жизни и деятельности английских строительных рабочих - это их артельные уставы. Из них видно, что их собрания проводились в специальном крытом помещении, называемом ложей (Lodge), в которой бессемейные рабочие также и жили. За порядком работ и поведением каменщиков следил старший мастер и надзиратели. Вступая в артель, рабочиe приносили присягу "на книге" (очевидно, на уставе). В XV веке ложей стали называть не только мастерскую, но и саму артель.
Кроме цеховых организаций ремесленники объединялись в более тесные союзы - братства взаимопомощи, носившие церковно-религиозный характер. В них существовал культ святого покровителя цеха (у каменщиков, как правило, это был св.Иоанн), большую роль в деятельности этих братств играли взаимная забота и помощь, а также помощь в путешествиях, для чего использовались пароли и тайные знаки, по которым браться могли узнать друг друга и оказать поддержку.
Сообщения паролей и присяга верности составляли существенную часть церемоний вступления в братство. В годичные цеховые праздники устаивались пирушки, где ритуал соблюдался не менее строго, чем при проведении обычных встреч и бесед.
Пароли и тайные знаки существовали не только у членов братств, но и у членов цехов, где они были тесно связаны с квалификацией. При переходе от одного строительства к другому с их помощью каменщики сообщали о своей принадлежности к цеху и об уровне мастерства.
Но как бы то ни было, масонское братство, продолжая оставаться в своей массе профессиональным объединением строителей, получило высоких покровителей, благодаря которым, видимо, и сохранилось тогда, когда ремесленные цехи стали постепенно приходить в упадок и исчезать.
В это время в ложи вступают представители ученой интеллигенции, философы и люди реформаторского склада ума, которые из-за наступившей вслед за Реформацией реакцией уже не могли свободно высказывать свои взгляды. С ними в масонство проникают утопические идеи о возможности построить справедливое общество на основах достижений науки и разума. Развитию этих идей как нельзя больше способствовал и состав строительных корпораций, в которые, наряду с представителями тяжелого ручного труда, входили люди творческие - художники, скульпторы, архитекторы. Масонский цех сам по себе был символом того, что любое крупное дело требует согласных усилий всех рабочих, как бы ни низки или высоки были их познания и умение. Эта древняя этика строителей стала благодатной почвой для развития идей справедливости, равенства и ненасильственного передела общества на новой, более разумной основе.
Идеи эти было небезопасно провозглашать открыто; отсюда берет свое начало символический язык масонства. Строительные инструменты становятся знаками, символизирующими нравственные качества, воплощают этические законы справедливости, сам процесс строительства становится символом построения нового совершенного общества. Масонство, таким образом, постепенно превращается из корпоративной идеологии ремесленного братства в этическое учение, воспитывающее в своих адептах лучшие человеческие качества.
Вот как писал о масонских работах выдающийся русский писатель Михаил Осоргин: "В перспективе липовой аллеи появляются очертания стоящегося Храма, который никогда не будет достроен. Сюда стекаются изо всех стран люди, отмеченные не особыми талантами, не профанскими заслугами, не богатством, не родовитостью, не пойманной за хвост славой, а тайной печатью посвященности. Они никем не призваны - они сами себя нашли и взаимно утвердили. Братская цепь кафинскими узлами связала их воедино и отделила от злобствующего, больного, непросвещенного мира, который должно пересоздать. В то время как другие строители, практики и фантазеры благодетельствуют человечество готовыми программами, потчуют его социальными опытами, вырывают друг у друга вожжи дребезжащих колесниц и катятся кубарем под ноги сбесившихся лошадей, - эти тайные заговорщики, вне политических страстей и предрассудков - по ту сторону догмы и обязательных верований, вооружившись молотом и резцом исканий, медленно обтесывают каждый свой собственный грубый камень, стараясь придать ему правильную, удобную для пригонки к другим форму. Прошедшие первый искус кладут из этих камней фундамент и возводят стены нового идеального Храма; испытанные в работе наносят прекрасный рисунок на чертежную доску и руководят стройкой. Величавый Храм растет и вширь и ввысь, - но масштабы его таковы, что только все человечество могло бы общими дружными усилиями довершить его постройку единым куполом. Дожить до этого не мечтает ни один каменщик; он довольствуется своим малым вкладом, - и он умирает, завещая свое дело мастеру новому, который, может быть, переделает заново всю его работу, потому что лучшее враг хорошего, истина никому не известна...".
Первая Великая Ложа
По мере роста числа лож возникала необходимость координировать их деятельность. Поэтому в Лондоне в 1717 году четыре ложи объединились и создали своеобразный орган надзора, Великую Ложу, ежегодные собрания которой привлекали повышенное внимание общества и превращали орден в динамично растущее движение.
С объединением оперативных и признанных масонов в единое братство масонство приняло ту форму, в которой оно существует и сегодня. От оперативного масонства оно переняло строительные инструменты, степени, отражающие уровень посвященности членов лож в масонские тайны, секретные слова и знаки, при помощи которых масоны узнают друг друга, обязанность трудиться и многое другое. Признанные масоны, которые в массе своей были людьми интеллектуального труда, на этом фундаменте построили стройное здание масонской символики, которая отражала их понимание мира, веру в возможность создания справедливого общества через совершенствование каждого из его членов и отношений между ними. Возникли масонские легенды, начались поиски истины в древних верованиях и учениях. Аристократия по-прежнему активно участвовала в жизни братства.
Считается, что последним Великим Мастером оперативного масонства был английский архитектор Кристофер Рен, построивший собор Святого Павла в Лондоне. В течение восемнадцати лет, пока шло строительство храма, он посещал расположенную неподалеку ложу Святого Павла. По старой масонской легенде, именно он посвятил в масонство Петра Великого, который в то время был в Англии с Великим Посольством.
С годами масонство совершенствовало свою организацию. В 1723 году в Англии была опубликована "Книга Уставов", написанная шотландским священником Джеймсом Андерсоном. Этот документ провозглашал, что представители различных религиозных течений должны суметь объединиться в дружественной атмосфере ложи для спокойного обсуждения новых идей. "Хотя в древние времена масоны принимали вероисповедание той страны, в которой они находились, теперь же представляется целесообразным принудить их перейти в ту Религию, где все люди придут к взаимному согласию, оставив при себе свое частное мнение; то есть следует быть добродетельным и искренними людьми, людьми благородными и честными, как ни были бы различны их названия и убеждения", - говорилось в "Книге Уставов". C тех пор терпимость и непредубежденность стали законом, свято соблюдающимся в масонских трудах.
Очень быстро масонское братство пустило корни по всему Европейскому континенту. В конце 30-х годов XVIII века ложи существовали в Бельгии, России, Италии, Германии, Швейцарии. В 1735 году в Париже действовало 5 лож, к 1742 году их число возросло до двадцати двух, а через сорок пять лет, накануне Французской Революции, число масонов достигало 100 тысяч.
***
МАНИФЕСТ О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ
<...> При сем объемля мыслию различные случаи, которые могут встречаться при брачных союзах членов императорской фамилии, и которых последствия, если не предусмотрены и не определены общим законом, сопряжены могут быть с затруднительными недоумениями, Мы признаем за благо, для непоколебимого сохранения достоинства и спокойствия императорской фамилии и самой империи нашей, присовокупить к прежним постановлениям об императорской фамилии следующее дополнительное правило.
Есть ли какое лицо из императорской фамилии вступить в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, в таком случае лицо императорской фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих членам императорской фамилии, и рождаемые от такого союза дети не имеют права на наследование престола.
Изъявляя сию волю нашу настоящим и будущим членам императорской нашей фамилии и всем верным нашим подданным, по точному праву, определенному в 23 пункте учреждения об императорской фамилии, пред лицом Царя царствующих обязуем всех и каждого, до коего сие касаться может, сохранять сие дополнительное наше постановление в вечные времена свято и ненарушимо. <...>
УКАЗ
Божиею милостию
МЫ, АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ,
и прочая, и прочая, и прочая
объявляем всем верным Нашим подданным.
С самого вступления Нашего на Всероссийский Престол непрестанно Мы чувствуем себя обязанными пред Вседержителем Богом, чтобы не только во дни Наши охранять и возвышать благоденствие возлюбленного Нам Отечества и народа, но также предуготовить и обеспечить их спокойствие и благосостояние после Нас, чрез ясное и точное указание Преемника Нашего, сообразно с правами Нашего Императорского Дома и с пользами Империи. Мы не могли, подобно предшественникам Нашим, рано провозгласить его имени, оставаясь в ожидании, будет ли благоугодно неведомым судьбам Божиим даровать Нам Наследника Престола в прямой линии. Но чем далее протекают дни Наши, тем более поспешаем Мы поставить Престол Наш в такое положение, чтобы он ни на мгновение не мог остаться праздным.
Между тем, как Мы носили в сердце Нашем сию священную заботу, Возлюбленный Брат Наш Цесаревич и Великий Князь Константин Павлович, по собственному внутреннему побуждению, принес Нам просьбу, чтобы право на то достоинство, на которое Он мог бы некогда быть возведен по рождению своему, передано было тому, кому оное принадлежит после Него. Он изъяснил при сем намерение, чтобы таким образом дать новую силу дополнительному акту о наследовании Престола, постановленному Нами в 1820 году, и Им, поскольку то до него касается, непринужденно и торжественно признанному.
Глубоко тронуты Мы сею жертвою, которую Наш Возлюбленный Брат, с таким забвением своей личности, решился принести для утверждения родовых постановлений Нашего Императорского Дома и для непоколебимого спокойствия Всероссийской Империи.
Призвав Бога в помощь, размыслив зрело и предмете столь близком к Нашему сердцу и столь важному для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования Престола у имеющих на него право не отъемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола, - с согласия Августейшей Родительницы Нашей, по дошедшему до Нас наследственно Верховному праву Главы Императорской Фамилии и по врученной Нам от Бога Самодержавной власти, Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным; акт же сего отречения, ради достоверной известности хранить в Московском Большом Успенском Соборе и в трех высших Правительственных местах Империи Нашей: в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в Правительствующем Сенате. Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследии Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему Великому Князю Николаю Павловичу.
После сего Мы остаемся в спокойном уповании, что в день, когда Царь Царствующих, но общему для земнородных закону, воззовет Нас от сего временного Царствия в вечность, государственные сословия, которым настоящая непреложная воля Наша и сие законное постановление Наше в надлежащее время по распоряжению Нашему должно быть известно, немедленно принесут верноподданническую преданность свою назначенному Нами наследственному Императору единого нераздельного Престола Всероссийской Империи, Царства Польского и Княжества Финляндского, о Нас же просим всех верноподданных Наших, да они с той любовью, по которой мы в попечении о их непоколебимом благосостоянии полагали Высочайшее на земле благо, принесли сердечные мольбы к Господу и Спасителю Нашему Иисусу Христу о принятии души Нашей, по неизреченному Его милосердию, в Царствие Его вечное.
Дан в Царском Селе 16-го августа в лето от Рождества Христова 1823-е, Царствования же Нашего в двадесят третье.
На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою тако:
АЛЕКСАНДР
***
Некоторые документы декабристов
Русская правда
http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/r_true2
Конституция Муравьева
http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/c_nikita
***
Литературные материалы, интересные ссылки
- Лотман Ю.М. "Беседы о русской культуре"
- Елена Лаврентьева "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет"
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2412928/
- Пушкин А.С. "Евгений Онегин", "Граф Нулин", "Дубровский", "Повести Белкина", "Пиковая дама", "Роман в письмах", "Гости съезжались на дачу". Стихи. http://pushkin.niv.ru/
- Л.Н. Толстой "Война и мир"
- Денис Давыдов "Гусарская исповедь"
http://www.klassika.ru/cgi-bin/read.pl?tex...vydov/gusar.txt
http://denisdavydov.org.ru/biblio.htm
- Фонвизин "Недоросль"
http://www.lib.ru/LITRA/FONWIZIN/nedorosl.txt
- Грибоедов "Горе от ума"
http://www.litera.ru/stixiya/authors/griboedov/
- Карамзин "Бедная Лиза"
http://www.klassika.ru/cgi-bin/read.pl?tex...ramzin/liza.txt
- Литература, посвященная 1812 году
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/contents.html
- Письма 1812 года М.А. Волковой к В.А. Ланской
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Letters/index.html
- Ф.В. Растопчин "Мои записки, написанные в десять минут, или я сам без прикрас"
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/r...hin1/index.html
- Российский мемуарий
http://fershal.narod.ru/Memories/memo_list.htm
- Бестужев-Марлинский Александр Александрович (роль занята:)) http://www.bestugev-m.org.ru/lib/sa/author/177
- Александр I http://rusimper.narod.ru/alexi.html
- Гербы дворянских родов России
http://geraldika.ru/nobles.php
- Всероссийское генеалогическое древо
http://www.vgd.ru/
- юбилейное издание о войне 1812 г.http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Sitin/book1.html http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Sitin/book2.html
- о русском неоклассицизме статья http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/frolov/frol034.htm
- о легендарном Ф.В. Ростопчине, который сжег Москву и не отдал ее французам http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=6243
- всевозможные мемуары. Денис Давыдов, Кавалерист-девица и другие http://www.museum.ru/museum/1812/Library/part01.html
- статья о книге Ж.Шапп д’Отероша и "Антидоте" на него Екатерины Великой.
http://www.journal.spbu.ru/2001/27/16.html
- психологический портрет некоторых русских императоров http://sysopil.narod.ru/imperator3.htm
- еще о Николае I и декабристах http://www.russkymir.ru/out.php?cat=33&did=512
- еще насколько статей - см. внизу - Эпоха Николая I http://www.russkymir.ru/out.php?cat=21
- все о веере http://hso4.livejournal.com/89120.html |
|